Родительское просвещение

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №10" 

Родительское просвещение

 

Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности школы.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Реальность сейчас такова, что нам, педагогам, необходимо вести систематическую работу по повышению уровня родительской культуры настоящих и будущих родителей. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей» Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В школе наработан определенный опыт организации психологопедагогического просвещения родителей: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется педагогом-психологом, классными руководителями. Педагогами затрачивается немало усилий на просвещение родителей, но при происходящих изменениях условий в социуме характер просветительской деятельности мало изменяется: система ценностей в обществе изменилась значительно, а мы (педагоги) ведем работу на основе старой системы, используя старые методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения. За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или очень молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных учреждений, где проводится просветительская работа. А мы знаем, что «воспитывать надо, пока поперек лавки лежит».

При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности) на каждой ступени требуется решение специфических задач: На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей; На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива; На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды. В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер. Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:

Начальная школа

Особенности адаптации первоклассников.

Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.

 Учебная деятельность младшего школьника.

Учим детей быть здоровыми.

 Роль семьи в формировании личности ребенка.

Как общаться с ребенком.

5 – 7 классы

Социальная ситуация развития пятиклассников.

 Психологические особенности подростков.

Конструктивное общение с подростками.

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.

Воспитание мальчиков и девочек в семье.

Формирование и развитие интересов подростка.

 8 – 11 классы

Вопросы гендерного воспитания в семье.

Роль семьи в самоопределении школьника.

Психологические проблемы юношеского возраста.

Проблемы нравственно-полового воспитания.

На протяжении всего времени обучения детей в школе, а, значит, психолого – педагогического сопровождения воспитания главным в просвещении родителей являются вопросы: Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии; выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик; организация встреч со специалистами, в зависимости от профессиональных интересов детей;  организация родителями экскурсий и в учреждения; проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;  организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;  оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности; участие в конкурсе «Моя профессия»; — организация совместных трудовых дел. Формирование у детей нравственности, культуры поведения: — знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности; обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни; проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности: «О доброте и милосердии», «Современный человек — какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.; проведение акций по оказанию помощи нуждающимся семьям; организация встреч с интересными людьми; организация и проведение экскурсий в музеи, по историческим местам нашего района, поход по родному краю. Подготовка учащихся к семейной жизни: обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.; Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни: — систематическая диагностика состояния здоровья детей; организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья; пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях; — определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка; устройство детей в секции,проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных); организация туристических походов, лыжных прогулок, посещение катка. На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой. Ведется работа и по психолого – педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:

Индивидуальные планы работы с семьями,

Индивидуальные консультации,

Малые педсоветы,

Памятки для родителей,

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся

Дата последнего обновления страницы 18.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения