Мария-Виктория Александровна Усова
Кто такой «психолог»?
Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.
Чем психолог отличается от психиатра?
Многие не отличают психолога от психиатра. А отличия есть, и притом существенные. Психиатр - это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение. Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает только с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.
Чем занимается психолог в школе?
1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
3. Коррекционно-развивающая работа - это индивидуальные или групповые занятия, в ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?
К психологу имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения («Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить на уроке, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома; ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их, у ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем). ВАЖНО: на прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).
|
Почему учиться трудно или Что такое адаптация к школе?
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека- это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. С началом обучения в школе сильно возрастает объем нагрузок, в том числе и связанных с длительной неподвижностью по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка.
Рекомендации для родителей:
1. Поддержка. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте его.
2. Ограничение в гаджетах. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
3. Отдых между выполнением домашнего задания. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 15-20 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 15-20 минут необходимо прерываться и давать малышу физическую разрядку, или сменить вид деятельности. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
4. Отказ от кружков. Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 –летних детей. Начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса, чтобы у малыша была возможность отдыхать, делать уроки без спешки.
5. Заинтересованность в делах ребенка. Необходима ваша искренняя заинтересованность в школьных делах маленького ученика. Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь. Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего ребенка.
6. Рабочее место. У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место – письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться.
7. Режим дня. Обратите внимание на режим дня маленького школьника. После школы ребенок должен отдохнуть, погулять, поиграть в подвижные игры. Постарайтесь обеспечить полноценное питание и нормальную продолжительность сна.
8. Любовь и забота. Окружите вашего малыша повышенной любовью и заботой. Если ребенок будет чувствовать, что его любят независимо от отметок в дневнике, он вырастет уверенным, успешным человеком.
Хочется пожелать родителям терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей!
Информационная статья на тему "Зачем нужен учитель-дефектолог в общеобразовательном учреждении"
Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается работой с детьми, у которых есть какие-либо особенности в развитии. Его основная задача – помогать таким детям успешно учиться в общеобразовательной школе и развивать их потенциал. Зачем же нужен учитель-дефектолог в общеобразовательном учреждении?
u Индивидуализация обучения. Учитель-дефектолог может создать индивидуальные программы обучения для каждого ребенка с особенностями развития. Он учитывает их потребности, способности и скорость усвоения материала, что делает процесс обучения более эффективным.
u Поддержка для учеников с ОВЗ. Учитель-дефектолог помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) преодолевать трудности в обучении и адаптироваться к школьной среде. Он также консультирует учителей по методикам работы с такими учениками.
u Развитие социальных навыков. Учитель-дефектолог обучает детей коммуникации, взаимодействию с окружающими и умению решать конфликты. Эти навыки очень важны для успешной адаптации в обществе.
u Помощь в решении проблем поведения. Учитель-дефектолог помогает детям с проблемами поведения развивать адекватные стратегии поведения, учиться контролировать свои эмоции и действия.
u Сотрудничество с родителями. Учитель-дефектолог работает не только со школьниками, но и с их родителями, помогая им понять особенности развития своего ребенка и обучая их методикам работы с ним.
Таким образом, учитель-дефектолог играет важную роль в общеобразовательном учреждении, помогая детям с особенностями развития успешно учиться и социализироваться, а также облегчая работу учителям и родителям. Его профессионализм и забота о каждом ученике позволяют детям с разнообразными потребностями достигать успехов в учебе и жизни.
Логопедическая статья на тему «Фонематический слух»
Фонематический слух - это способность различать и анализировать звуки речи, которые являются минимальными звуковыми единицами языка и определяют его звуковую структуру. Развитие фонематического слуха играет важную роль в процессе обучения детей грамоте и речи, поэтому необходимо уделить этому внимание и время.
Вот несколько причин, почему развитие фонематического слуха важно:
Успешное обучение грамоте. Фонематический слух помогает детям узнавать и различать звуки речи, что является основой для формирования навыков чтения и письма. Дети с развитым фонематическим слухом легче усваивают правила звуков и переходят к более сложным задачам грамотности.
Развитие речи. Фонематический слух помогает детям правильно произносить звуки и слова, что способствует развитию их артикуляционных навыков. Кроме того, развитый фонематический слух позволяет детям легче понимать и переваривать новую информацию, связанную с речью.
Улучшение коммуникативных навыков. Развитый фонематический слух облегчает восприятие и понимание речи других людей, что способствует успешному общению и взаимодействию. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом лучше слушают и адекватно реагируют на сообщения собеседника.
Успех в учебе. Развитый фонематический слух снижает риск возникновения проблем в обучении, связанных с недостаточными навыками в области речи и грамоты. Дети с хорошим фонематическим слухом легче усваивают учебный материал и демонстрируют более высокие результаты на экзаменах и тестах.
Таким образом, развитие фонематического слуха является важным аспектом обучения речи и грамотности, который способствует успешному развитию коммуникативных навыков и успеху в учебе. Родители и педагоги должны уделять этому внимание и проводить соответствующие упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей.
Вверх |